+7-950-354-28-02




Автомобильный дефицит эпохи СССР: как это было

Автомобильный дефицит эпохи СССР: как это было

Блог компании
Вернуться в раздел

Бесчисленные шоу-румы, сотни моделей на любой вкус и кошелек, услужливые менеджеры, возможность протестировать практически любой понравившийся автомобиль – молодое поколение автолюбителей представить себе иную картину вряд ли сможет. А вот автолюбители постарше – успевшие пожить в СССР – все еще помнят времена, когда даже при наличии денег пойти и в тот же день купить автомобиль было нельзя. Виной тому – повсеместный дефицит, на долгие годы ставший привычным явлением для «одной шестой части суши». 

Казалось бы, что работавшие практически в три смены автомобильные заводы должны были быстро насытить рынок самыми разнообразными автомобилями, но на практике этого не произошло. Как и любой другой товар народного потребления, автомобили во времена СССР не продавались через привычные сейчас дилерские центры, а распределялись между желающими его приобрести через специально созданные базы и фонды. Спрос на четырехколесную технику был большой, что подталкивало созданное промежуточное звено на определенного рода махинации. Говоря проще – социальная прослойка советских граждан, хоть как-то причастная к распределению благ, зачастую неплохо на этом зарабатывала. А для того, чтобы заработки не уменьшались, дефицит зачастую искусственно раздувался.

Получалось, что каждый накопивший 6-7 тысяч рублей должен был еще 5-6 лет помаяться в очереди. И только после этого счастливый советский гражданин мог приобрести, например, «копейку», которая до подорожания 1979 года стоила 5500 рублей. При этом о выборе определенного цвета и речи не шло. Бери, что дают, – иначе процесс покупки автомобиля в СССР было представить сложно. Усугубляло ситуацию и наличие очереди, которая двигалась вне основной очереди. При прочих равных первыми заветный автомобиль получали ударники коммунистического труда, передовики и ветераны войны. Разве что в застойные 70-е годы у простых автолюбителей появилась возможность относительно свободно купить Ниву или Москвич. Если же автомобиль хотелось «здесь и сейчас», то приходилось выбирать среди бывших в употреблении экземпляров. Вот только стоили они дороже новых авто. За мгновенное исполнение мечты приходилось платить.

Однако и после покупки вздохнуть свободно советские автолюбители не могли. Расходные материалы, необходимые для поддержания технического состояния автомобиля в сносном состоянии, в магазинах было не найти. На помощь приходили друзья-знакомые, знающие «нужных» людей, у которых в наличии имелся необходимый товар. «Нужные» люди, естественно, за свои услуги брали небольшое вознаграждение.

Лишь изредка дефицитные запасные части появлялись в свободной продаже, но спрос на них всегда на порядок превышал предложение. Ситуация усугублялась тем, что качество «выброшенного» в продажу товара зачастую оставляло желать лучшего. «Счастливчики», отстоявшие огромную очередь и купившие пару-тройку шин, потом с удивлением обнаруживали, что дефицитный продукт развалился буквально за несколько тысяч километров. Что касается кузовных элементов, стекол и оптики, то их приобрести и вовсе было практически невозможно. Особых проблем не было разве что с бензином. Советские автолюбители свои машины берегли и ездили на них не много. Поэтому большинству 20-30 литров бензина вполне хватало на месяц.

Естественно, что неудовлетворенный спрос на запасные части породил их воровство. Колеса, «дворники», стекла, фары – все это снимали за считаные минуты. В противовес воришкам смекалистые автолюбители придумывали «секретки», стопоры, специальные замки. Параллельно шла война и с угонщиками. Машины оснащались механическими «противоугонками», выключателями «массы» и самодельными «иммобилайзерами». Еще одна сторона всеобщего дефицита – огромное количество энтузиастов, которые благодаря своим знаниям и смекалке восстанавливали старые детали. Во времена, когда новую деталь взять было негде, другого выхода просто не было.

Удивительно, но несмотря на все сложности, у большинства советских автолюбителей четырехколесные друзья находились в практически идеальном состоянии. К автомобилю относились с уважением, о нем заботились, словно понимая, что с ним придется прожить всю жизнь. У многих именно так и вышло. Любимые Жигули, Москвичи и Волги оставались в семьях даже тогда, когда эпоха дефицита прошла навсегда.